Страховой депозит при аренде жилья: что это и как оформляется



Поделитесь с друзьями:

Несмотря на отсутствие в законодательстве РФ понятия страхового депозита при аренде недвижимости практика его применения достаточно широка. Понятие и особенности данного явления стоит знать как наймодателям, так и нанимателям жилой недвижимости.

Что такое страховой депозит

В разрезе правоотношений наймодатель-наниматель, где предметом найма выступает жилой объект, это сумма средств, передаваемая собственнику помещения в качестве гарантии сохранности находящегося в нем имущества.


Понятие страхового депозита приравнивается к понятию обеспечительного платежа, определение которого согласно ст. 381.1 ГК РФ предполагает внесение одной из сторон соглашения в пользу другой средств в обеспечение исполнения договора, в том числе обязательства по договору, которое может возникнуть в будущем.


Другими словами, если в период действия договора квартиросъемщик причинит ущерб имуществу собственника, последний вправе возместить стоимость ремонта за счет суммы страхового депозита.

Размер депозита

По уже сложившейся традиции величина обеспечительного платежа при передаче в наем квартиры приравнивается к месячному взносу. Однако, по соглашению сторон договора сумма депозита может быть установлена и в другом размере. В этом случае, как правило, при расчете суммы учитывается стоимость мебели и бытовой техники. Предполагается, что при выявлении порчи либо уничтожения той или иной вещи хозяин квартиры вычтет ее стоимость или стоимость ремонта из суммы депозита.

Оформление страхового депозита

Крайне важно для обеих сторон, чтобы все нюансы сделки были подтверждены документально, поэтому пункт о передаче депозита подлежит обязательному включению в текст договора. В данном пункте необходимо указать назначение вносимой суммы (страховой депозит), величину цифрами и прописью, а также форму передачи средств.


Передача депозита наличными подтверждается оформлением расписки соответствующего содержания, передача средств в безналичной форме может быть подтверждена банковской выпиской.


Обратите внимание! Если при заключении сделки и передаче депозита наличными присутствует риелтор, последний должен поставить свою подпись в расписке.


Помимо этого, дабы наниматель имел представление о том, за что он платит дополнительные средства, а наймодатель мог вычесть сумму ущерба в случае порчи имущества, параллельно с подписанием договора стороны оформляют приемопередаточный акт.

В документе необходимо прописать какое именно и в каком состоянии передается во временное пользование имущество с учетом его износа на момент передачи. Важно иметь в виду, что во многих съемных квартирах собственники оставляют старые ненужные вещи, которые зачастую требуют ремонта. Поэтому оценивать вещи по действующей рыночной стоимости не стоит.


Специалисты рекомендуют оговорить и зафиксировать нюансы, касающиеся отделки. К примеру, если собственник сдает квартиру со старым ремонтом, и за время найма местами отошли обои или сошла краска, требовать от квартиросъемщика средства на ремонт за счет внесенного депозита будет неправильно.

Возврат депозита

По завершению срока действия договора найма, депозит подлежит возврату арендатору, если за время использования движимого и недвижимого имущества не было причинено ущерба. При выявлении факта порчи или уничтожения собственник вправе вычесть стоимость ущерба из суммы внесенного платежа.


Оформление возврата средств в зависимости от выбранной формы расчетов сопровождается составлением приемопередаточного акта и расписки либо составлением акта и перечислением средств на счет съемщика. В данном случае процедура полностью повторяет процедуру внесения обеспечительного платежа.


Если сторонами зафиксирован факт причинения ущерба, данный факт, равно как и основание удержания части депозита должен быть отражен в акте. При этом арендатор получит меньшую сумму по сравнению с первоначально переданной арендодателю.


Обратите внимание! Возврат депозита возможен и в случае досрочного прекращения арендных отношений при условии сохранности имущества и предупреждении арендодателя о намерении расторгнуть договор не менее, чем за 30 дней до даты внесения очередного платежа.

Есть ли разница между депозитом и залогом

В отличие от депозита сумма залога имеет иное предназначение. Данная сумма вносится арендатором как гарантия заключения сделки, а в том случае, когда наниматель отказывается заезжать, остается у наймодателя. Таким образом последний как бы компенсирует упущенную выгоду вследствие отказа от аренды в пользу конкретного лица.


Залог не может быть использован для покрытия причиненного ущерба. В крайнем случае внесенные средства идут на погашение долга по арендной плате, если квартиросъемщик просрочил платеж. Именно поэтому величина залога всегда равняется размеру месячной арендной платы, а квартиросъемщик при заключении договора вносит два платежа, за первый и последний месяц.


Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить преимущества и недостатки страхового депозита.


Итак, для наймодателя получение дополнительной суммы является гарантией сохранности имущества и возмещения ущерба в случае его повреждения. Недостатком можно считать размер платежа, который в большинстве случаев приравнивается к величине месячной платы. Выгодой для квартиросъемщика будет увеличение шансов на получение желаемого жилья, а недостатком лишние затраты.


Во избежание споров относительно необоснованного удержания средств в возмещение ущерба крайне важно как можно подробнее составить перечень передаваемого имущества с обязательным указанием на его состояние и имеющиеся дефекты. А если собственник необоснованно удержал средства, наниматель квартиры вправе обратиться в суд.